Данная страница не обновлялась более года, возможно информация устарела.

Сообщить об ошибке Управлять страницей

Институт философии и права создан в 1988 г. во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 сентября 1987 г. № 1088, постановления Совета Министров РСФСР от 8 декабря 1987 г. № 471, Постановления Президиума АН СССР от 22 января 1988 г. № 12 и Постановления Президиума УрО АН СССР от 1 февраля 1988 г. № 2-1.

Руководители Института:
С.С.АЛЕКСЕЕВ – член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, профессор, первый директор института (1988–1992 гг.)
А.В.ГАЙДА – доктор философских наук, профессор, директор института в 1993–2001 гг.
В.Н.РУДЕНКО – доктор юридических наук, директор института с 2002 г. по настоящее время.

С первых лет своего существования Институт заявил о себе как об одной из ведущих научных организаций гуманитарного профиля не только в Уральском регионе, но и в стране. Сотрудники института, в частности, участвовали в разработке проектов Конституции Российской Федерации, первой и второй частей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Силами сотрудников института подготовлен ряд законопроектов по заказу высших законодательных органов и министерств бывшего Союза ССР и Российской Федерации, правительств государств ближнего зарубежья, а также органов государственной власти Свердловской области и других субъектов Российской Федерации. Широкий резонанс в научных и общественных кругах получили такие документы, как проект Основ законодательства Союза ССР и субъектов Федерации о культуре, проекты законов о собственности РСФСР, об охране собственности в РСФСР, разделы Основ гражданского законодательства, проект закона о земле, Конституция Уральской Республики, проект Устава Свердловской области, положенный в основу принятия его Областной Думой в качестве официального документа.

Кроме того, институт выступил новатором в разработке проблем регионального законотворчества, инициатором изучения вопросов выравнивания законодательного статуса субъектов Российской Федерации. Широкий резонанс получили политологические и философские исследования института в этой области. Одними из первых в стране сотрудники института начали теоретическую разработку проблем тоталитаризма. Работы, посвященные изучению природы власти, федерализма и проблем конструирования реальности, получили всероссийскую известность.

В 1996–1999 гг. институт продолжал фундаментальные исследования в рамках координационной программы «Социально-политическая концепция современности: власть, собственность, человек (Урал, Россия, мировой контекст)», являющейся частью общеакадемической программы «Человек, наука, общество: комплексные исследования».

В 1998 г. в институте был выполнен масштабный исследовательский проект «Федерализм и децентрализация». Результатом исследовательского проекта явилась коллективная монография «Федерализм и децентрализация»1, в которой рассмотрены институциональные, правовые и философские проблемы федеративного устройства государства, проанализировано становление федеративных отношений через призму регионалистики, а также изучены экономические особенности взаимосвязи федерализма и децентрализации.

Уже в то время исследования показали, что децентрализация не всегда является позитивной альтернативой централизации, а существование параллельных интересов не подразумевает сотрудничество. Был сделан вывод о необходимости создания новой структуры власти и управления в федеративной России. В результате применения методологии, основанной на так называемой «коллективистской» теории, было показано, что справедливые и эффективные структуры управления в федеративном государстве могут быть созданы на основе принципов финансовой эквивалентности.

Были проанализированы институционально-правовые проблемы федеративного устройства России, которые проявляются в правовом статусе субъектов Российской Федерации, договорном регулировании отношений между федеральным Центром и регионами и в региональном законодательстве. Кроме того, рассмотрен процесс децентрализации власти и управления в Челябинской, Самарской, Ульяновской, Тамбовской, Тверской, Свердловской, Омской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Татарстан, дан типологический анализ региональной политики. Также был проанализирован процесс выработки финансово-бюджетной политики и урегулирования федеративных отношений с помощью финансово-бюджетных механизмов, даны рекомендации по совершенствованию межбюджетных отношений в РФ.

В конце 1999 – начале 2000 г. в связи с тем, что ряд научных проектов был завершен, и в соответствии с последними достижениями гуманитарной науки и требованиями времени была разработана новая координационная научно-исследовательская программа «Гражданское общество и государство». Цель новой программы – решение фундаментальных теоретических проблем развития гражданского общества и государства в России в контексте развития мировой цивилизации.

В программе научно-исследовательской деятельности были предусмотрены два основных предметных раздела, охватывающие ключевые направления развития гражданского общества и государства:

– онтологические и социокультурные основания гражданского общества и государства (динамика цивилизационных процессов; власть и человек в контексте взаимодействия гражданского общества и государства; социальная трансформация российского общества: методологический аспект; гражданская культура и проблемы социального партнерства; динамика политической реальности современного общества; коммуникативные процессы в гражданском обществе; дискурс власти и власть дискурса и др.);

– правовые основания становления гражданского общества и новой российской государственности: правовые проблемы федеративного устройства РФ; теоретические проблемы правового договора и правового договорного регулирования; публично-правовое договорное регулирование; гражданско-правовое (частно-правовое) договорное регулирование и др.

За время работы в рамках новой координационной программы в Институте появились свои продолжающиеся издания. В 1999 г. начал выходить в свет «Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН», в котором публикуются статьи ученых института, отражающие наиболее значимые результаты научных исследований. С 2001 г. институт издает ежегодный научно-практический альманах «Дискурс–Пи». В 2002 г. в институте начато издание серий научных монографий «Феноменология политического пространства» и «Исследование проблем федерализма в России: междисциплинарный подход», с 2003 г. – серии изданий «Философские проблемы науки и культуры».

В 1999–2001 гг. Институт философии и права УрО РАН по договору с Российским фондом правовых реформ по программе Всемирного банка реализовал масштабный научный проект «Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации» и прикладную программу подготовки специалистов, участвующих в процессе правотворчества в Свердловской области.

В процессе реализации проекта и программы сотрудниками Института было проведено обучение специалистов по согласованной программе, а также подготовлены две научные монографии и разработана программа подготовки специалистов в сфере правотворчества, получившие признание как ученых-конституционалистов, так и специалистов, вовлеченных в правотворческий процесс.

В 2002 г. сотрудниками отдела философии был получен грант Президента РФ на поддержку научной школы, сложившейся в институте, и научного направления, связанного с дискурс-анализом современности. Кроме того, в 2001–2003 гг. молодые ученые института получили четыре гранта Президиума УрО РАН на поддержку исследований молодых ученых. Все работы, выполненные по этим грантам, были опубликованы в виде авторских монографий, замечены научной общественностью, получили рецензии в ведущих научных изданиях.

В 2003 г. в Институте в рамках программы фундаментальных исследований Отделения общественных наук РАН «Россия в глобализирующемся мире» был реализован проект «Трансформация институтов гражданского общества и государства в современном мире: политико-правовые аспекты», издана коллективная монография «Судьбы гражданского общества в России».